Интервью Aysor.am с автогонщиком Артуром Горояном.
- Артур, расскажешь немного о себе? Откуда ты родом, почему решил выступать под армянским флагом?
-Я автогонщик, родом из Джавахка, село Ходжабек. До 3-го класса жили в родном селе, а потом, когда мне исполнилось 9 лет, переехали в Россию.
- А как ты начал заниматься автоспортом?
– Изначально я занимался картингом. Оттуда нас забрали на международные соревнования в Германию, где я занял третье место, потом решил заниматься уже автоспортом. Я приехал в Армению, здесь получил лицензию, что дало мне возможность выступать под армянским флагом.
- С чем связан выбор? Почему Армения? Ведь ты родился в Грузии, живешь в России? Почему выбрал именно Армению?
-Джавахк это грузинский регион населённый приемущественно армянами, я грузинским не владею, раньше там было даже грузинской школы, не умею ни писать, ни читать, ни разговаривать на нем. Я – армянин, дома мы разговариваем на армянском. Прадед с отцовской стороны из Эрзурума, а с материнской стороны – из Муша. Наша семья – традиционная армянская семья, и мои родители нас учили всегда чтить и уважать семейные традиции и ценности. Вот поэтому «армянство», привязанность к армянскому, патриотизм очень глубоко сидят в моей душе. Ну и в конце концов я – гражданин Армении. И когда настал час, вопрос выбора абсолютно не стоял. Я знал, где должен получить лицензию и под каким флагом должен выступать.
- Ты единственный армянин в этом виде спорта?
- До прошлого года был единственным представляющим Армению. В прошлом году мой друг – Роман Мавланов, русский парень, тоже завелся армянской лицензией, и сейчас мы оба выступаем под армянским флагом.
- Расскажешь о дисциплине? Чем она отличается от обычного Rally или Formula1?
- Это автогонки, как говорят, гонки на выносливость. Продолжительность бывает разной – 4, 6, 12, 24 часа. Главное – выносливость: выносливость пилота и особенно машины. Rally отличается, там преодолевают дистанцию, в условиях песка, грунта, сложного рельефа и т. д.. Мы же ездим на асфальте, на кольцевых трассах. Допустим, марафон «Абу Даби - 6», который пройдет в ближайшие дни, проводится на трассе Formula1. У нас машины только заводские. Нет никаких тюнингов или самоделок, мы ездим на гоночных машинах, которые производят на заводах. В машине может находиться только один пилот, но во время марафона, всей гонки машиной могут управлять до 6-и пилотов. Наша команда начнет гонку 21 января, в 16.00. Можно следить за гонкой онлайн на сайте www.24Hseries.com.
-Обязательно будем болеть за тебя 21 января! Я правильно понимаю, что по сути во время гонки штурмана нет, только пилот?
- Да, только пилот. В зависимости от длительности гонки – раз в 1.5-3 часа можно зайти на пит-стоп, и во время пит-стопа можно менять пилота.
- Получается, что машина в течение, допустим, 24 часового марафона всегда работает и на ходу?
- Да, можно заправлять, шины поменять, менять пилота, но в течение всего марафона машина одна и она ездит постоянно.
-Например, ты сколько часов находился за рулем в течение одного марафона?
-Бывало, что пилотов было четверо, и каждый из нас ездил по 6 часов, это во время 24-часового марафона, а во время 6-часовой гонки мы с другом ездили по 3 часа.
- А какие вообще есть соревнования в этой дисциплине?
- В течение года много соревнований. Самое главное для меня и опасное, конечно, немецкий Нюрбургринг, где проводятся разные гонки. Есть Ле-Ман, но там в основном борьба автопроизводителей. Есть разные – Дубай-24, Абу-Даби-6 ит. Разные организаторы проводят разные гонки, но Нюрбургринг для меня лучший, туда приходят чемпионы из разных дисциплин и остаются. Эта самая длинная, самая опасная и самая интересная для гонщиков трасса. Я уже 12 лет участвую в гонках на Нюрбургринге. В прошлом году там стартовали 230-240 машин, для сравнения скажу, что в Дубае на старт вышла 91 машина, а в Абу-Даби, по всей вероятности, их будет 30-40, не больше. На Нюрбургринге не легко, нужно иметь специальную лицензию. Для этого нужен опыт вождения на этой трассе. Для обычных гонок нужен двухлетний опыт. А, допустим, для участия в 12 и 24-часовых марафонах, кроме опыта, еще нужно показать результат. Пилот должен в течение последних 3-х лет быть среди лучшей половины финишировавших. То есть, если до финиша доехали 10 машин, для участия в престижных гонках ты должен попасть в топ-5.
-А сколько из 240 машин финишировали в последний раз?
-160-170, самая опасная и сложная трасса, аварий очень много и поломок.
- За 12 лет участия ты сколько раз доезжал до финиша?
-8 раз финишировал, а в остальных заездах не смог доехать.
-Каков твой лучший результат? Может 2-е место в Нюрбургринге в 2017 году?
-Нет. В 2013 году в Нюрбургринге в 4-часовой гонке стал победителем. В 2017 году был вторым в 6-часовом заезде. Но самое интересное было в 2017 году, на 24- часовом марафоне. Тогда мы 23 часа шли на втором месте. До часа, когда я был за рулем, оказались на первом месте, но через полчаса из-за аварии мы остались ни с чем. Меня толкнули сзади, и, ударившись об стену, я не смог продолжать гонку. Фактически на 23-м часу марафона я был лидером, но не смог финишировать, такое тоже бывает, этим и манит Нюрбургринг.
-Может удар сзади был специальным?
-Не думаю. Все наши пилоты знают друг друга, дружат между собой, отношения там как в маленькой деревушке или в общине. Таких вещей там нет.
-Авария тяжелая была?
- Ну, как сказать: я не пострадал, но доехать до финиша не смог.
-Можно сказать, что твоя гланая мечта – это победить гонке 24 часа Нюрбургринга? Если так, что нужно для этого?
- Мы должны подняться на ступеньку выше. Чтобы побеждать на «24-х часах», нужно участвовать на машине класса GT3. Кстати, на такой машине мы в прошлом году участвовали в дубайском марафоне. А в Нюрбургринге мы участвуем на машине класса RS3, которая чуть-чуть слабее. Вероятность выиграть на такой машине очень низка, но мы собираемся шаг за шагом прийти к этому. Сейчас мы выступаем за команду Sharky Racing, на машине Audi. Я с 2016-го года выступаю на Audi, завод очень пристально следит за своими машинами и очень поддерживает, в этой гонке мы участвуем с заводской поддержкой ауди, так же к нам присоединился новый партнер, производитель наручных часов Coblor. Кстати, у этих часов циферблат сделан из асфальта Нюрбургрингской трассы. Я хочу воспользоваться этой возможностью и поблагодарить наших спонсоров, партнёров и команду, нам удалось собрать очень конкурентоспособную команду и планируем выложиться на все 120%.
-Можно сказать, что результат в основном зависит от машины?
-От машины, пилотов и механиков, от всей команды. Но зависит не от скорости машины, а от ее выносливости. Например, в прошлом году в Дубае мы были самыми быстрыми, но машина пару раз сломалась, и нам пришлось два раза останавливаться на ремонт. В первый раз мы провели в боксах полчаса, а во второй раз – полтора часа. Если с итогового протокола снять эти два часа, то у нас – самый лучший результат, но поскольку это гонки на выносливость, проводимое в боксах время не снимается. Так что, главное – выносливость машины и мастерство пилота. В остальном экипажи в целом сформированы, обучены и тренированы, почти одинаково выполняют свои обязанности. Здесь не так, как в Formula1. Там ведь как? Если успел выйти из пит-стопа чуть пораньше, возможно, даже благодаря этому выиграешь всю гонку, а тут это не имеет значения. Для пит-стопа все равно дается минимум времени,
3 минуты, и можно без спешки поменять шины и заправиться. Главное, чтобы машина не ломалась.
- В автоспорте люди в основном мечтают попасть на Formula1 и выиграть. Такой мечты у тебя нет?
- Нет, об этом не мечтаю. Формула и кузов – абсолютно разные вещи.
-Артур, а ты часто приезжаешь в Армению
-В Армению стараюсь прилетать раз в месяц, это место силы.
-А на соревнованиях встречал армянских фанатов, они чем-то помогают?
-Многие приезжают на гонки в Германию, из Польши, Италии, Америки, Франции, ОАЭ. Приезжают с армянскими флагами, болеют за меня это очень приятно, так как я стараюсь популяризировать спорт, автоспорт, заниматься спортом это очень важно и
миссия каждого спортсмена – популяризировать спорт, в моём случае автоспорт в Армении. Приезжает нас поддерживать теперь уже глава нашей автомобильной федерации – Арсен Манукян. Он обещал, что в Абу-Даби тоже приедет и будет поддерживать.
-Артур, а что должны делать люди, если захотят заниматься автоспортом?
-В Армении есть возможность, есть федерация, есть картинг. Дети могут заниматься картингом, соревноваться, начать таким образом. А если понадобится какая-нибудь помощь, консультация, я с радостью помогу, могут написать мне в Instagram. Никаких проблем нет. Думаю, что в этом виде спорта есть огромный потенциал, и армянские пилоты могут достичь хороших результатов и таким образом тоже представить Армению во всем мире.
-А в каком возрасте нужно или можно начинать тренироваться, заниматься автоспортом?
- Думаю с 6-и лет можно заниматься картингом, в 12-13 лет можно войти в «малую формулу», а в 15-16 лет уже можно участвовать на автогонках. В этом возрасте, конечно, водительские права не выдаются, но гоночные лицензии можно получать.
-Артур, спасибо за беседу. Желаю успехов на гонке в Абу-Даби 21 января, и желаю, чтобы в ближайшей перспективе ты смог реализовать свою мечту и выиграть Нюрбургрингский заезд.
-Спасибо!
4-кратный чемпион Европы Арсен Арутюнян: Психологически сложными были поединки с соперниками из Турции и Азербайджана
Чемпионов Европы по вольной борьбе Арсена Арутюняна, Армана Андреасяна, бронзового призера ЧЕ Межлума Межлумяна и сборную Армении встретили в ереванском аэропорту «Звартноц». Подробнее